Гадуем беларусаў

Консультация для воспитателей

«Белорусская народная игра»

 

Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время. Однако надо отметить, что сейчас белорусская народная игра имеет свободное существование только в традиционных народных праздниках и любительских художественных объединениях Беларуси, что ограничивает её влияние на воспитательный процесс в системе современного образования, тем более не достаточно происходит реализация ее педагогического потенциала и воспитательных возможностей.

         Белорусская народная игра всё время находится в стадии постоянного развития и совершенствования, и это явление непосредственно влияет на социокультурную ситуацию в обществе. Целеустремленность и функциональность традиционной народной игры остается стабильной платформой воспитания патриотических, духовных и физических качеств личности, формирует характерные отличительности белорусского народа. Несмотря на время народная игра адаптируется, регенерируется и приспосабливается к современным социокультурным потребностям общества, активно включаясь во все сферы деятельности социума.

         Если рассмотреть народную игру с точки зрения социокультурной деятельности, то основным функциональным направлениям её является воспитательно-педагогическая основа. Эстетическое, художественно-творческое, религиозно-духовное воспитание, передача из поколения в поколение устно-поэтических и духовно-национальных ценностей, социализация, национализация и гуманизация общества происходит по средствам эффективного воздействия воспитательных возможностей народной игры на человека. Народная игра, как живой организм имеет эволюционные периоды в своём развитии: от наипростейших монофункциональных, к сложным (смешанным) полифункциональных форм.

         Истоки белорусской игровой деятельности выходят из глубокой древности и генетически связаны с первыми попытками человека воплотиться в другое существо. Первобытное искусство было синкретичным, и длительное время оно сохраняло тесную связь с повседневной трудовой деятельностью человека. Становление более развитых форм игровой деятельности было связано со становлением самого человека как личности, с зарождением и развитием его эстетического чувства и восприятия.

         Очень полезным исследованием беларуской народной игры, незаменимым и неоценённым поныне, является работа Владислава Козловщика «Аб дзіцячым выхаванні беларусаў». Автор особое значение придает овладеванию духовно-нравственных ценностей своих предков, развитию их физической и духовной силы, «чтобы приобрести свободу и воплотить свои народные и общественные мечтания». Делая исторический ракурс в прошлое, исследователь обращает внимание на древние славянские игрища, на которых происходили, как и в древних греков: борьба, бокс, пляски и другие «праздничные забавы».

В работах современных специалистов по народному игровому творчеству, таких как, А.Ю. Лозка, В.К. Бондарчик, К.П. Кабашников, А.С Федосик, Л.И. Козловская, классификация народных игр составлена по функционально-тематическому и календарному принципах:

  1. Календарные и семейно-обрядовые игры (с празднично-обрядовой атрибутикой и без её);
  2. Игры, не связанные с народным календарем белорусов и их обрядами (или утратили связь).

К первой подгруппе относятся календарные и семейно-обрядовые игры, которые являются наиболее консервативным и архаичным слоем народного наследия белорусов, в котором отличительно сохранились оттиски мифологических представлений человека, языческих культов древности.

 Ко второй подгруппе относятся игры, которые под влиянием времени изменили свою функциональную направленность. В их преимущественно доминирует эстетическая сторона над магической. В итоге потери календарно-обрядовой смысловой принадлежности, некоторые обрядовые игры блуждают по отдельности в игровой фонде белорусской народной культуры Но это процесс повлиял на становление и развитие новых направлений в игровой деятельности. Игровой процесс «перевоплощения» обеспечивает активизацию творческой фантазии у её участников, стимулирует до импровизации, воздействует на их творческое развитие, а самое главное, что театрализованный процесс в игре помогает участнику в поиске самореализации.

Игра, по существу, занимает важное место в жизни каждого ребёнка, то же самое, что у взрослого человека занимает его профессиональная деятельность, работа, служба.

Активность ребят в народных играх обусловлена их личной значительностью, что в детском понимании определяется как: «весь мир находится вокруг меня». Разновидность народных игр направлена не только для создания своеобразной атмосферы праздника, но и для физического и творческие воспитания человека. В процессе театрализованных игр всесторонне раскрываются внешние и внутренние способности игроков. Выполняющие определенную роль участники старается перевоплотиться в образ или предложенный ему персонаж. Тем самым, он овладевает и раскрывает новые направления для самореализации, формирует свое внутреннее видение, естественно с учетом ограниченных качеств в характеристике играемого образа. Интересно то, что игры с переодеванием участникам наиболее привлекательны, потому, что сам процесс сложения образа, при помощи определенного реквизита усиливает фантазию игроков, тем самым наиболее совершенно раскрывает суть образа и данной роли.

 Народные игры с реквизитом помогают участникам творчески и с бурной фантазией подойти к реализации задач поставленных условиями игры. Раскрытию физических возможностей направленные народные игры семейно-родовой обрядности белорусов. Они издавна отражали комплекс имитационных трудовых действий, которые характеризировали земледельческий цикл работ белорусского народа. К таким играм относятся народные обрядово-игровые мероприятия проверки готовности к ответственному делу (игра на праздник Юрье «Пастушок», на Масленку «Жеребец или Вожак», на Купалье «Испытание через реку», «Прыжки через костер» и другие).

         Игра, как эффективный инструмент воспитания нашла свое назначение, ярко вписавшись, в празднично-обрядовую культуру Беларуси. Народная игра стала полноправным элементам (эпизодам) праздничных мероприятий. Но к большому сожалению, творческий и воспитательный потенциал народных игр в современной праздничной культуре Беларуси реализуется не в полном объёме.

 

Организация и проведение народных игр

 

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.  Народная игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости.

В любой народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль бывает обычно много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и сговорки. Водящего можно также выбрать жеребьёвкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. Начало игры: игроки выбирают путём считалки сначала 2 детей, а они договорившись, кто из них как будет называться встают в пару, подняв вверх соединённые руки образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят в воротца. Последнего воротца задерживают, так игроки опускают руки и тихо спрашивают:

«Конь вороной остался под горой,

Выбираешь какого конь

Сивого или златогривого?»

Играющий встаёт позади того кого выбрали. Таким способом все дети делятся на 2 команды и начинается игра. Основным условием успешного внедрения народной игры в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.                   

В ходе игры воспитатель привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

         Объяснение новой игры может проходить по - разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Педагог даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать 1 - 2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил ловкость, смелость, выдержку.

         Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Например: педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно.

         Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Дашкольны ўзрост - гэта перыяд актыўнага засваення гутарковага маўлення, станаўлення і развіцця ўсіх бакоў мовы: фанетычнага, лексічнага, граматычнага. Паўнавартаснае валоданне роднаю моваю ў дашкольным дзяцінстве зяўляецца неабходнаю ўмоваю рашэння задач разумовага, эстэтычнага і маральнага выхавання дзяцей у максімальна сензетыўны перыяд развіцця. Развіццё і фарміраванне маўлення ў дашкольным дзяцінстве закладвае асновы паспяховага навучання ў школе.

Выкарыстанне дыдактычных гульняў пры навучанні маўленню ў дашкольным узросце зяўляецца актуальным у сувязі з тым, што гульня выступае простым і зразумелым для дзіцяці сродкам спасціжэння рэчаіснасці, натуральным і даступным шляхам авалодвання тымі ці іншымі ведамі, уменнямі, навыкамі.